[Видео] Языческий храм Гарни I века н.э.

[Видео] Языческий храм Гарни I века н.э.

Как и всё, что радует в Армении глаз туриста, Гарни был построен давным давно в I веке нашей эры. Античный храм дохристианской эпохи не свойственен как постройка в армянском нагорье. Это был комплимент царя римлянам. Легенда гласит, что армянский царь Трдат I, который правил тогда был братом парфянского царя Вологеза I. И когда возникла война между Римом и Парфией, ясное дело, что Трдат вписался за брата. Римляне сумели покорить почти всю Армению, однако в 62 г. армия Трдата нанесла им сокрушительное поражение. По приданию, «наши» (красные, если угодно душе) выиграли тяжелый бой. Но обе армии понесли очень тяжелые потери. Тогда Нерон, который тогда правил Римом, решил в наказание под покровом ночи уничтожить Арташат (тогдашнюю столицу). Вступать в очередной бой из-за вендетты было бессмысленно и Трдат поехал в Рим с русским нижайшим поклоном. За столь дерзкий поступок генсек римлян не только не казнил Трдата, но и заключил мир, согласно которому Нерон получил армянский престол в качестве вассала Рима. Но Трдат был истинным армянином и с пустым карманом из Рима он не уехал. Он убедил Нерона выделить немалую сумму денег на восстановление разрушенного города, а тот еще и мастеров дал.

Денег римляне дали с излишком и город был восстановлен. А на сдачу Трдат решил возвести эллинский храм Гарни богу Солнца Митре в знак доброй воли. Храм был построен из гладко отесанных блоков голубого базальта без раствора. Блоки были соединены железными скобами, а углы были залиты свинцом. По всей ширине фасада тянутся девять массивных ступеней высотой 30 сантиметров, которые придают сооружению величественность и торжественность. Пилоны по сторонам лестницы украшены рельефами. На них изображены обнаженные атланты, стоящие на одном колене, с воздетыми вверх руками, поддерживающие жертвенники. Храм по своему типу является периптером. План представляет собой прямоугольный зал с портиком, снаружи он окружен колоннами. Детали храма, в отличие от единообразия, имеющего место в греко-римских сооружениях, разработаны с многообразием, присущим местному искусству. В орнаменты наряду с многочисленными вариантами акантового листа введены армянские мотивы: гранат, виноград, листья орешника, цветы. Резьба по базальту свидетельствует о первоклассной работе армянских мастеров. В прямоугольное святилище, перекрытое сводом, ведут неглубокие сени, вход украшен богато орнаментированным наличником.

Самое забавное, что рабам за строительство дворца и храма не заплатили… Ну, как бы если рабы — зачем платить? А если платить, то почему рабы? Но обиженные и униженные рабы оставили надпись в виде мазайки в  зале римской бани неподалеку от храма… 🙂

Храм простоял до 1679 года… А в этот ужасный год землетрясение страшной силы разрушило храм полностью. И пролежали так камни около 300 лет. В XIX веке развалины храма привлекали к себе внимание многочисленных ученых и путешественников, таких как Шарден, Мориер, Кер-Портер, Телфер, Шантр, Шнаазе, Марр, Смирнов, Романов, Буниатян, Тревер, Манандян. Французский учёный Дюбуа де Монпере в 1834 году попытался с приблизительной точностью сделать проект реконструкции храма. В конце XIX века возникла идея перевезти все детали храма в Тифлис — центр Кавказского наместничества и сложить перед дворцом царского наместника. К счастью, эта затея провалилась из-за отсутствия соответствующих средств перевозки.

Так и лежали руины красивого храма, пока в советской Армении не подумали, что для развлечения туристов было бы не плохо воссоздать былую красоту! Благодаря титаническим усилиям историков и архитекторов с 1966 по 1976 годы храм удалось восстановить практически по камушку. Более 80% камней здесь оригинальные, это очень много. При реконструкции храма технология строительства была сохранена. Восстановить его было очень сложно, плиты лежали хаотично, некоторые были утрачены. Работы были долгими и кропотливыми. При реконструкции новые элементы специально были сделаны отличающимися по цвету, чтобы можно было различить «новодел» от исторических фрагментов.

28 апреля 2011 года стало известно, что историко-культурный комплекс «Гарни» удостоен премии ЮНЕСКО-Греция 2011 года им. Мелины Меркури.

Рядом с храмом Митры расположены руины христианской церкви VII века, но ее фрагментов было недостаточно для полной реконструкции.

Музыка в видеосюжете из к/ф «Веселая хроника опасного путешествия» Арго — Иверия. Ведь съемки некоторых частей фильма проходили на этой открытой киноплощадке рядом с храмом.

Следующая публикация
Предыдущая публикация